Говорят, что эпоха классической архитектуры прошла – время обгоняет самую быструю мысль, и нас захватывает водоворот стремительных перемен, заставляя менять привычки, образ и уклад жизни. Но есть ценности, которые будут восхищать и радовать всегда – как первый смех ребенка, рожденного в любви. Это уважение к прошлому, верность традициям, ответственность за свое дело и семью. Как гений Мастера, как истинная красота, которую невозможно запретить, они и через сотни лет сохранят свое величие.
Андреа Палладио
Великий итальянский архитектор позднего Возрождения (1508–1580 гг.). Основоположник палладианства и классицизма.
В основе палладианского стиля лежат точные геометрические пропорции зданий с прорисовкой деталей, но без декоративных излишеств позднего Возрождения. Важно и внимание к местности: если дом расположен на возвышенности, где его видно со всех сторон, то все фасады должны быть абсолютно идентичными. Так постройка будет выглядеть одинаково красиво с любой точки.
Итальянец Палладио никогда не бывал в России. Но именно он оказал невероятное по силе воздействие на российскую архитектуру, которое было значительно сильнее «исконно русских» образов, и случилось это во многом благодаря правителям.
Важно, что российские последователи мастера не копировали его стиль. Творческое отношение к архитектурному кредо итальянца и его взгляду на античность привело к расцвету национальной классики в России.
Стремление следовать западным образцам привнес Петр I, а классическую стилистику узаконил на государственном уровне Александр I.
Еще вопрос, в чем больше русского духа, в башнях ли кремлевских стен, или в «домах с мезонинами» и колоннах «дворянских гнезд»
Игорь Грабарь
Советский живописец, искусствовед
Александровский дворец
Александровский дворец в Царском селе по проекту Джакомо Кваренги – один из самых ярких и значимых для российской истории, исполненный в палладианском стиле. Он был построен как подарок Екатерины II в подарок к свадьбе ее внука, великого князя Александра Павловича. При Николае II стал главной резиденцией царской фамилии, где отмечали 300-летие рода Романовых.
Никакого буйства красок, ничего лишнего: лаконичные прямоугольные окна практически без декора гармонируют с большими трехчастными в окружении колонн на нижнем этаже, и полуциркульными - на верхнем, что указывает на связь с творческим наследием Палладио.
Двухэтажное здание с двумя флигелями по обеим сторонам вытянуто в длину. Со стороны главного фасада дом украшен величественной колоннадой, состоящей из двух рядов, с парковой стороны – полуротондой со сферическим куполом.
Таврический дворец
Таврический Дворец в Санкт-Петербурге – резиденция князя Григория Потемкина-Таврического, выполненная по проекту русского зодчего И. Е. Старова, который брал за основу схемы палладианских вилл. Дворец был подарен Екатериной Потемкину в знак признательности за присоединение Малороссии.
Простота фасадов, основательность, продуманность и четкость конструкции говорят с нами ясным и понятным языком, не допуская двусмысленности и сомнений в истинности и величии.
Главный фасад двухэтажной центральной части корпуса украшен дорическим портиком, фасад со стороны Таврического сада — полуротондой с округлым балконом; два флигеля венчают купольные башни.
здание сената
Создателем «московского палладианства» заслуженно называют российского архитектора Матвея Казакова - именно ему столица обязана появлением многих классических дворцов, а знаковой работой стало здание Сената.
Необычная треугольная планировка участка не помешала зодчему спроектировать крылья дворца симметрично, создать купол с ротондой и колоннаду. Декора практически нет, всего два цвета в оформлении, но какая при этом выразительность и монументальность конструкции, подчеркивающая прочность и стабильность!
В доме проводил заседания имперский Сенат, городские службы, собиралось Советское правительство... Сейчас это резиденция главы государства.
Дом Баташова
Но не только главы государства выбирали классику. Яркий пример московского палладианства - дом русского промышленника и благотворителя Ивана Баташова на Таганке. Предполагают, что его автором был однофамилец и ученик Матвея Казакова Родион, а руководил работами крепостной архитектор Михаил Кисельников, он же выполнил и скульптурные украшения.
Трехэтажный дворец был украшен внушительным шестиколонным портиком, главное здание соединялось с двумя флигелями, расположенными по бокам парадного двора и крытыми галереями. Материалом построек служили оштукатуренный кирпич и известняк – самые простые материалы, ожившие в умелых руках.
Во время войны 1812 года в здании останавливался генерал Мюрат. Дом лишь частично пережил пожар, и после войны был реконструирован Баташовым за баснословные по тем временам деньги – 300 тысяч рублей. Много позже здесь была организована Яузская больница, работающая до сих пор.
Почему так неизменно популярен палладианский стиль? Удивительно, но классическая архитектура говорит языком, который во все времена культурного развития человечества был понятен всем народам. Как классическая музыка, которой питаются новые и новые поколения - ведь архитектуру и называют «застывшей музыкой». Может ли утратить популярность Моцарт? Таким вопросом мало кто задается, несмотря на множество новых стилей, которым только предстоит путь испытаний временем, что уже сумела с триумфом преодолеть классика.
Неповторимое соседство природы и классической архитектуры в клубном доме Astris, привлекающем взгляд пропорциональностью форм и сдержанностью красок, дает полное ощущение загородной жизни в исторически элитном районе Москвы.
Размеренный ритм жизни, пребывание в гармонии природы и архитектуры, соразмерной человеку, - пожалуй, лучшее, что может предложить любой город мира для полноценной жизни и глубокого восстановления человеку во все времена. Ничего лишнего: просто и понятно, как «я люблю тебя». Для тех, кто инвестирует в будущее, задумываясь о том, что останется после него потомкам.